права пассажира

А если "ковер"?
Что делать, если рейс задержан или отменен из-за закрытия воздушного пространства

Какие права есть у пассажира при задержке или отмене рейса по причинам, не зависящим от авиакомпании, и что делать в такой ситуации
Случаи длительного закрытия воздушного пространства в аэропортах России в целях обеспечения безопасности полетов (так называемый план "Ковер") становятся все более частыми, приводя к массовым задержкам и отменам рейсов, когда ожидание вылета может затянуться более, чем на сутки, и сотни рейсов отменяются, задерживаются или уходят на запасные аэродромы.

При этом задержка вылета рейсов из российских аэропортов влечет за собой и массовые задержки и отмены рейсов в зарубежных аэропортах, что в свою очередь приводит не только к сокращению времени отдыха, но и к опозданию на стыковочные рейсы.

Что делать если ваш рейс задержан в связи с закрытием воздушного пространства?

Несмотря на то, что задержка или отмена рейса, связанная закрытием воздушного пространства, осуществляется по причинам безопасности полетов, что исключает вину авиакомпании и (чаще всего) возможность требовать с нее компенсацию (о чем подробнее ниже), авиакомпания обязана обеспечить соблюдение всех прав пассажиров, предусмотренных федеральными авиационными правилами.

Обязанности авиакомпании при задержке рейса

В соответствии с пунктом 99 ФАП-82, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.

Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Все вышеуказанные услуги предоставляются пассажирам бесплатно.
  • Напитки и питание
    Относительно напитков и горячего питания - варианты их предоставления выбирает авиакомпания: может дать ваучеры на питание в кафе аэропорта на определенную сумму, может организовать раздачу напитков и питания, может выдать талоны для посещения залов повышенной комфортности и бизнес-залов. Что именно должно входить в это питание, правила не регламентируют, как и не устанавливают каких-то минимальных требований к нему.
  • Комната матери и ребенка
    Пользование комнатой матери и ребенка в российских аэропортах для пассажиров с детьми до 7 лет в любом случае бесплатно, но в случае задержки или отмены рейса пребывание там для не будет ограничено по времени, кроме того, если вы уже находитесь в чистой зоне аэропорта, авиакомпания должна организовать ваш проход в комнату матери и ребенка (которые находятся как правило в зоне общего доступа) и возвращение обратно к моменту вылета рейса.

Путешествия с детьми: комнаты матери и ребенка в российских аэропортах

Как попасть в комнату матери и ребенка, сколько можно там находиться, что вас ждет в комнатах матери и ребенка на примере аэропортов Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Калининграда
Если авиакомпания не предоставила вам данные услуги несмотря на ваше требование, зафиксируйте этот факт (например, снимите на видео), тогда вы сможете потом взыскать с авиакомпании соответствующие расходы, например, на питание в аэропорту, если оно не было вам предоставлено, или на проживание в гостинице или проезд к ней (часто именно с этим пунктом возникают проблемы, потому что предоставление мест в гостинице - не дешевая услуга, да и гостиницы около аэропорта может не быть или там не будет свободных номеров).

Если вы сами не воспользовались чем-то из предложенных авиакомпанией услуг (например, питанием или проживанием в гостинице), заменить их на денежную компенсацию не получится.

Право на отказ от перелета

Задержка отправления воздушного судна дает вам право отказаться от воздушной перевозки, получив возврат денежных средств за нее в полном объеме, даже если билет был куплен по невозвратному тарифу (это называется вынужденный отказ).

  • такой отказ допускается законом независимо от продолжительности задержки;
  • вы можете отказаться от полета и вернуть оплаченные вами денежные средства в полном объеме независимо от тарифа, по которому приобретены авиабилеты (причем и за обратные билеты, если они были приобретены в обе стороны одним бронированием), авиакомпания не возьмет с вас никакого штрафа или комиссии, но, если вы оформляли билет через агенство, то обращаться за отказом от перевозки надо именно к ним и они свою комиссию удержат (это примерно около 400-600 рублей за каждый авиабилет за каждого человека);
  • отказ от авиаперевозки вам необходимо оформить до вылета рейса (не явиться на рейс и попытаться отказаться потом не получится);
  • денежные средства за билет вам вернут тем же способом, которым вы его оплачивали, то есть при оплате картой, деньги вернуться на нее через несколько дней (в зависимости от банка) (если вам сразу нужно купить другой билет, то эти деньги вы использовать пока не сможете).

Что делать, если ваш рейс отменили из-за плана "Ковер"?

В случае отмены рейса, так же как и в ситуации с вынужденным отказом от авиаперевозки, деньги вам вернут в полном объеме, тем же способом, которым вы оплачивали авиабилеты.

Если у вас куплены билеты туда-обратно, а отменен только первый рейс, вы должны решить и уведомить перевозчика, нужны ли вам обратные билеты или деньги необходимо вернуть в полном объеме (отказ от обратных билетов в таком случае будет вынужденным с полным возвратом денежных средств).

Также авиакомпания может предложить вам вместо возврата денежных средств переоформить билет на другой рейс по тому же направлению при наличии такой возможности. Обязательно уточните это в авиакомпании, если заинтересованы в перелете по данному маршруту.

Как минимизировать риски, связанные с задержкой или отменой рейса при планировании перелета:

  1. Планируя путешествие, учитывайте возможные ограничения и задержки рейсов и, если вам предстоит перелет с пересадкой, закладывайте достаточно времени на стыковку и, если есть возможность, оформляйте перелет единым бронированием у одной авиакомпании. Тогда при задержке первого рейса, авиакомпания будет обязана пересадить вас на ближайший доступный рейс по второму направлению.
  2. В связи с тем, что ограничение воздушного пространства может совпадать и с возможными перебоями с работе мобильного интернета, имейте авиабилеты и/или посадочные талоны при себе в распечатанном виде или, как минимум, сохраненными на телефоне с возможностью доступа к ним без интернета.
  3. Если вы летите на отдых, а не с него, то свяжитесь с отелем, лучше письменно, объясните ситуацию и то, что это форс-мажор, попросите сохранить бронирование (если вы все еще в нем заинтересованы), так как формально при незаезде в первый день проживания даже предоплаченную и невозвратную бронь отель имеет право отменить и деньги за нее не возвращать.

Можно ли получить компенсацию за задержку или отмену рейса в связи с закрытием воздушного пространства и взыскать убытки?

По общему правилу, компенсация за задержку/отмену рейса и убытки не подлежат взысканию, если причиной задержки или отмены стали обстоятельства, не зависящие от воли авиакомпании, в том числе обстоятельства непреодолимой силы или угрозы жизни и здоровью пассажиров.

Закрытие воздушного пространства как раз таким обстоятельством и является, соответственно, если ваш рейс не вылетел вовремя из-за закрытия воздушного пространства, то компенсация за задержку и убытки взысканы с авиакомпании быть не могут.

А вот если на момент времени вылета вашего рейса, указанного в билете, никакие ограничения не действовали, а вылет не состоялся из-за того, что была задержка прилета воздушного судна, летевшего в этот аэропорт, тут как раз и есть та самая неоднозначная ситуация, так как формально здесь нет обстоятельств непреодолимой силы и угрозы безопасности в виде запрета на полеты и авиакомпания вполне могла бы отправить рейс резервным бортом (еще несколько лет назад Росавиация требовала от авиакомпаний обеспечить достаточное количество резервных бортов, чтобы избегать веерных задержек рейсов в случае задержки или поломки одного или нескольких воздушных судов), так что отсутствие у авиакомпании такого резервного борта как раз и может рассматриваться как обстоятельство вполне себе зависящее от ее воли и ее вина.

Тут многое зависит от того, как решит этот вопрос суд, но все же попытаться можно, и как минимум начать с претензии, возможно, что авиакомпания добровольно пойдет навстречу.
Читать
Читать